Время чтения:
24 минуты

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА

Автор раздела:
Туманова М. В.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ОБЗОР МЕЖДУНАРОД-НОГО ОПЫТА

В течение последних десятилетий сервисный дизайн становится все более востребованным в органах власти и правительственных учреждениях. Государственные структуры привлекают специалистов со стороны или создают подразделения, которые применяют техники сервисного дизайна для реализации конкретных программ по государственным сервисам и услугам. Этот раздел посвящен практике применения сервисного дизайна в процессе совершенствования государственного управления в разных странах.
Б.1
01

Службы сервисного дизайна в органах власти разных стран

В начале 2000-х и до середины 2010-х годов многие национальные правительства экспериментировали с сервисным дизайном, привлекали команды специалистов для решения конкретных задач и создавали профильные службы, присваивая им статус государственных органов (рисунок 48). Сервисный дизайн часто сопровождал процесс цифровой трансформации государственного управления. Цифровизация услуг требовала их переосмысления и совершенствования, повышения клиентоцентричности.

Рисунок 48
Дизайнерские службы в органах власти разных стран


Великобритания является одним из мировых лидеров в области цифровизации государственных услуг и сервисов. Правительственная служба по цифровизации (Government Digital Service, GDS) координирует цифровую трансформацию в Кабинете министров. GDS привлекла на работу в различные государственные учреждения более 800 сервисных дизайнеров. Она выпускает стандарты, руководства и предлагает инструменты для создания качественных цифровых услуг.
United Nations E-Government Survey 2018 // United Nations. Department of Economic and Social Affairs Public Institutions

Эксперты называют правительство Дании самым цифровым правительством в мире.Участие граждан в разработке государственных услуг и сервисов, учет потребностей населения и бизнеса — таковы основные принципы развития государственных электронных сервисов.

Инновационное объединение Mindlab под эгидой министерства науки и высшего образования Дании выступило в качестве внутреннего консультанта по сервисному дизайну для клиентоцентричных проектов датского правительства.
Welcome // MINDLab

В Управлении общего обслуживания (General Services Administration, GSA) Федеральной службы закупок США создана служба 18F. Ее сервисные дизайнеры, разработчики программного обеспечения, стратеги и менеджеры по продуктам модернизируют процессы разработки программного обеспечения, внедряя гибкие и клиентоориентированные методы проектирования. Они также совершенствуют государственные электронные сервисы, веб-сайты, приложения, проводят оцифровку и оптимизацию внутренних систем для экономии времени и повышения точности.

Система сервисного дизайна правительства Австралии (Australian Government Design System) предоставляет набор инструментов сервисного дизайна для проектирования государственных продуктов и услуг.

Канадская цифровая служба (Canadian Digital Service) сотрудничает с федеральными департаментами и агентствами, чтобы в процессе предоставления государственных услуг максимально учитывать потребности граждан.

Хельсинкская лаборатория дизайна (Helsinki Design Lab) помогает государственным чиновникам освоить стратегический дизайн — увидеть проблему во всей полноте и найти все возможные решения.

Лаборатория дизайна и инноваций Inland Design, входящая в состав министерства внутренних дел Финляндии, содействует организационным изменениям и реализует социальные проекты.

В Государственном казначействе Финляндии команда дизайнеров D9 работает над проектированием социальных услуг и помогает другим департаментам с цифровой трансформацией услуг.

При премьер-министре Сингапура действует служба «Умная нация и цифровое правительство» (Smart Nation and Digital Government Office). На сайте этой структуры Smart Nation Singapore провозглашено, что правительство страны стремится стать «цифровым до глубины души и служащим народу всем сердцем». Цель цифровизации — обеспечить индивидуальный подход к каждому гражданину путем совместного творчества государства и граждан. Для этого был разработан программный документ под названием Digital Government Blueprint.
Singapore Government Directory // A Singapore Government Agency
Digital Government Blueprint. A Singapore government that is digital to the core, and serves with heart

Команда по цифровому преобразованию (Team per la Trasformazione Digitale) подчиняется министру технологических инноваций и цифровизации Италии. Команда была создана для разработки государственной операционной системы, с помощью которой можно конструировать простые и удобные услуги для граждан и бизнеса. Сервисные дизайнеры выявляют потребности пользователей и моделируют способы взаимодействия пользователя с сервисом.
Roberta Tassi // Team Digitale

Лаборатория Lab X является частью Агентства по административной модернизации правительства Португалии. Структура проводит тестирование инновационных решений в сфере государственных услуг, привлекает граждан к процессу тестирования.

Федеральное агентство по трудоустройству (Bundesagentur für Arbeit) создало Agile-команды, которые изучают потребности пользователей и работают над повышением удобства государственных сервисов. Муниципалитеты отдельных городов, например Гамбурга и Берлина, регулярно проводят консультации по изучению потребностей пользователей и тестированию прототипов услуги и сервисов.
Uber ins // Bundesagentur für Arbeit

Эстонский центр дизайна (Estonian Design Centrе) сотрудничает с государственными организациями в процессе проектирования услуг государственного сектора.
For public sector // Eesti Disaini Keskus
При внедрении сервисного дизайна в государственное и муниципальное управление главными инициаторами преобразований выступали крупные города. Хельсинки, Нью-Йорк и Сан-Франциско нанимают дизайнеров для проектирования государственных услуг с 2015 года. Муниципальные власти в районах Хакни и Уолтем-Форест (Лондон) наняли дизайнеров услуг для усовершенствования своих услуг для людей с ограниченными возможностями.
Б.2
02

Стандарты, руководства, лучшие практики применения сервисного дизайна в госуправлении

В процессе применения сервисного дизайна для проектирования государственных услуги и сервисов были разработаны методические рекомендации, стандарты и своды правил. Больше всего внимания этому вопросу уделяется на портале государственных цифровых услуг Великобритании gov.uk, история его создания с применением Agile-подхода сама по себе заслуживает внимания.
Gov.uk
Навигатор цифровой трансформации: Agile-подход в государственном управлении: электронное издание / под ред. Е. Г. Потаповой. М.: РАНХиГС, 2019.
На портал gov.uk представлен целый ряд документов и материалов для разработчиков и сервисных дизайнеров:
принципы сервисного дизайна при разработке правительственных сайтов;
система стилей и элементов для создания государственных цифровых услуг.
Government Design Principles // Gov.uk
Service Manual // Gov.uk
Все оцифрованные существующие и впервые созданные государственные услуги перед выводом на портал трижды оцениваются на соответствие стандарту. Вместе со своими коллегами в междисциплинарных группах команды дизайнеров должны постоянно проводить исследования потребностей пользователей.
На портале государственных цифровых услуг Великобритании приводятся также примеры и описания применения отдельных инструментов сервисного дизайна. На сайте приведены ссылки на ресурсы профессиональных организаций, объединяющих разработчиков, дизайнеров, специалистов в области цифровизации, работы с данными и т. п., в том числе объединения дизайнеров государственных сервисов.
Communities // Gov.uk
Принципы сервисного дизайна при разработке государственных цифровых услуг
1
Начинать с изучения потребностей пользователя. Нужно регулярно проводить исследования, анализировать данные, общаться с пользователями. Не надо предполагать — надо изучать. Помните: если пользователь что-то просит, это не всегда то, в чем он действительно нуждается.
2
Делать только самое необходимое. Правительство должно делать только то, что находится в сфере его компетенции и не может быть выполнено кем-то другим. Готовый продукт (например, платформа) должен быть многоразовым и пригодным для совместного использования.
3
Проектировать с учетом данных. Решения полагается принимать на основе данных, а не догадок. Следует собирать на этапе проектирования, запуска и использования сервиса. Аналитика должна быть встроенной, автоматической и легко читаемой.
4
Создавать простые вещи. Легко сделать что-то, простое с виду. Гораздо сложнее сделать то, чем просто пользоваться.
5
Пробовать и еще раз пробовать. Лучший способ создать хороший сервис — начать с малого и постоянно тестировать: переходить от альфа-версии к бета-версии, добавлять новые функции, удалять то, что не работает, вносить правки на основе отзывов пользователей. Тестирование снижает вероятность провалов и позволяет даже неудачи обернуть на пользу клиентам.
6
Создавать сервис для всех. Сервис должен быть максимально доступным, понятным и читабельным. Часто люди, которым труднее всего пользоваться сервисом, больше всего в нем нуждаются. Необходимо подумать о них с самого начала.
7
Продумывать контекст. Сервис создается для конкретных людей. Главный вопрос для разработчиков: где и как люди будут им пользоваться?
8
Создавать цифровые сервисы, а не сайты. Сервис — это то, что помогает людям. Задача состоит в том, чтобы выявить потребности пользователей и создать сервис, который отвечает этим потребностям.
9
Быть последовательными, но не единообразными. Если найдена модель, которая работает, надо распространять и продвигать ее. Но это не должно мешать улучшать или изменять эту модель в будущем.
10
Работать открыто, это позволяет добиться лучших результатов. Если возможно, надо делиться с миром своими находками и продуктами: кодом, дизайном, идеями, планами, неудачами. Чем больше внимания привлекает цифровой сервис, тем лучше он становится.
Клиентоцентричный подход в государственном управлении можно внедрять посредством открытого онлайн-тренинга (BootCamp) по клиентоориентированному дизайну. Его проводит GDS совместно с компанией сервис-дизайнеров Apolitical. Тренинг помогает политикам и государственным служащим создавать продукты и услуги, удобные для граждан.
У команд сервисных дизайнеров, работающие в правительствах США, Австралии, Дании, Финляндии, Италии есть собственные стандарты и утвержденные принципы работы. Кроме перечисленных выше принципов создания цифровых услуг, разработчикам рекомендуется придерживаться следующих правил:
Community // Australian Government
создавать комплексные решения проблем пользователя;
обеспечивать мультиканальный доступ к сервисам;
работать с кросс-дисциплинарной командой;
использовать гибкие методы работы (Agile-подход);
обеспечивать защиту персональных данных пользователей;
использовать наиболее подходящие инструменты и технологии.
Многие государственные сайты и порталы показывают, как ведется мониторинг качества работы цифровых государственных сервисов.
Правительства Великобритании и Австралии поддерживают открытый мониторинг качества государственных сервисов по четырем ключевым показателям эффективности:

• удовлетворенность пользователей;
• стоимость одной транзакции;
• обращение за услугой в цифровой форме;
• доля завершенных услуг.

Агентство цифровизации правительства Дании регулярно проводит социологические опросы об удовлетворенности граждан национальным порталом цифровых госуслуг Borger.dk.

Performance // Gov.uk
MyGov // Gov.au
Б.3
03

Примеры реализации клиентоцентричного подхода в госуправлении

Собранные в данном разделе примеры и кейсы показывают, каким образом государство может учитывать интересы граждан, какие методы и инструменты могут быть для этого использованы в рамках клиентоцентричного подхода.
В 2016 году в нескольких районах Германии скопилось непропорционально много беженцев, и это вызвало протест местного населения. Проблема затронула и Гамбург, местный мэр Олаф Шольц обратился к медиа-лаборатории Массачусетского технологического института и HafenCity Universitat (Гамбург) с целью разработать способ, как горожане могли бы участвовать в решении проблемы размещения беженцев.
Embracing Innovation In Government. Global Trends 2019 // OECD
Изначально были выдвинуты три критерия, которым должно было отвечать найденное решение:
все районы Гамбурга должны нести одинаковую нагрузку по размещению беженцев;
необходимо избегать чрезмерной концентрации беженцев в отдельных районах;
процесс принятия решения о местах размещения должен начинаться снизу, на уровне местного сообщества.
все районы Гамбурга должны нести одинаковую нагрузку по размещению беженцев;
необходимо избегать чрезмерной концентрации беженцев в отдельных районах;
процесс принятия решения о местах размещения должен начинаться снизу, на уровне местного сообщества.
В результате была разработана программа «В поисках места», которая привлекала жителей Гамбурга, их опыт и знание местных реалий, к оценке вариантов размещения беженцев на территории города. Разработчики предложили технологию CityScope. В качестве основы взяты «кирпичики» LEGO, для наглядности предусмотрена дополненная реальность, сенсорная обратная связь и алгоритмы моделирования сценариев изменений городской среды. На специально организованных семинарах жители Гамбурга собирались вокруг большого экрана, на который проецировалась интерактивная карта района. С помощью «кирпичиков» LEGO они моделировали на виртуальной карте, где можно разместить дома для беженцев. Моделирование сопровождалось дискуссиями. Технология CityScope позволяла в режиме реального времени отслеживать, как то или иное решение отразится на состоянии городской среды Гамбурга. Приглашения к участию в семинарах печатались в специальных брошюрах, размещались в СМИ, можно было зарегистрироваться онлайн. Участники программы выбрали 161 место для размещения 24 000 человек. Проект помог ослабить социальную напряженность и улучшить качество решений в сфере работы с беженцами. В течение трех месяцев (май-июль 2016 года) было проведено 34 семинара с участием примерно 400 горожан.
По итогам анализа проведенной работы были выделены условия успеха программы:
четко сформулированный вопрос («Где должно размещаться жилье для беженцев?»), на который должно было дать ответ исследование;
сильная государственная поддержка и сотрудничество с мэрией Гамбурга;
общественное признание и поддержка профессионалов и всех заинтересованных сторон (стейкхолдеров);
достаточное количество данных и конкретные роли участников исследования.
Индонезия — одна из самых густонаселенных стран мира, что послужило причиной целого ряда проблем:
Embracing Innovation In Government. Global Trends 2019 // OECD
Страна производит почти 190 млн т пластиковых отходов в год, при этом утилизируется всего 2%.
Улицы крупных городов перегружены транспортом, 75% всех автомобилей — частные.
Растет социальное расслоение, бедные люди становятся все беднее.
Курс валюты (индонезийской рупии) нестабилен.
В этих условиях во втором по величине городе Сурабае мэр стал продвигать идею, которая помогает решить все эти проблемы одновременно. В апреле 2018 года началась программа SuroboyoBus. На улицах города появились новые комфортабельные городские автобусы, где можно было заплатить за проезд пластиковыми бутылками. Пассажиры могут принести пластиковые бутылки прямо в автобус или обменять их на автобусный билет в пунктах утилизации.
Каждый автобус собирает до 250 кг пластиковых бутылок в день, это около 7,5 т пластиковых отходов в месяц. Если бы не программа, все эти отходы отправились бы на свалку, что никак не улучшает окружающую среду.
Проект не приносит прибыли, однако дает жителям возможность принять участие в переработке отходов и стимулирует использование общественного транспорта вместо личного. Пассажиры, участвующие в программе, относятся к разным слоям общества, но все они с энтузиазмом восприняли эту идею.
В октябре 2018 года аналогичная инициатива предпринята в Стамбуле. Власти разрешили жителям платить за проезд на метро и автобусе пластиковыми бутылками и алюминиевыми банками.
Как отметила GDS, в процессе предоставления услуг населению государственные служащие ежедневно используют множество различных информационных систем и инструментов. Эти системы и инструменты зачастую сложны, ненадежны и малоэффективны. Служба поставила себе задачей создание единых платформ, чтобы упростить и упорядочить предоставление государственных цифровых услуг.
В результате были созданы две платформы:
— платформа для приема платежей от населения. Государственный служащий может самостоятельно создать страницу на сайте для оплаты конкретной услуги (отдельную или интегрированную в услугу), проводить начисления, принимать платежи онлайн, составлять финансовые отчеты, пользоваться аналитикой по всем проведенным платежам.
— платформа для создания, бесплатной отправки и получения электронных сообщений и писем. Можно сохранять шаблоны, персонализировать содержание сообщения, делать массовую, автоматическую или отсроченную рассылку, автоматически удалять персональные данные из общедоступных сообщений (персональные данные будут видны только адресату) и т.п.
При создании платформ учитывались потребности пользователей — государственных служащих. Например, для платформы уровни доступа Gov.ukpay были определены уровни доступа в зависимости от функций: составление финансовой отчетности, проведение платежей или создание платежной страницы. В зависимости от уровня доступа пользователю предлагаются конкретные инструменты, единые шаблоны графического дизайна обеспечивают сохранение стиля портала gov.uk. Шаблон можно выбрать из базового набора gov.uk Design System.
В 2015 году Великобритания планировала принять до полумиллиона туристов из Китая. Как сообщали визовые центры в Китае, в процессе получения визы туристы сталкиваются с большими сложностями. Чтобы разобраться в проблеме, в Китай отправилась исследовательская группа сервисных дизайнеров из министерства внутренних дел Великобритании.
Katy A. China tourist visas: user research // Gov.uk. Government Digital Service
В результате была выявлена проблема: электронный сервис подачи документов на британскую визу не содержал перечня документов на китайском языке. Поэтому китайские туристы пользовались услугами посредников — турагентов. Каждому туристу турагент предлагал произвольный, заведомо избыточный перечень документов под предлогом того, что чем больше документов, тем больше вероятность получения визы. В результате работники визового центра и посольства буквально тонули в грудах бумажных документов и их копий, выдача виз сильно затягивалась.
По итогам исследования была разработана бета-версия сервиса подачи документов с полным переводом на китайский язык. Исследователи рекомендовали визовому центру ограничить список необходимых документов и очень четко дать понять китайским турагентам, что дополнительные документы приносить не нужно.
В 2011 году команда сервисных дизайнеров, сотрудничающая с порталом цифровых госуслуг Дании borger.dk, получила задание обновить разработанные в 2006 году персоны-модели для портала с учетом признака «цифровое самообслуживание» (digitalselvbetjening). Это было необходимо для разработки общедоступных цифровых решений для государственного сектора.
Когда персоны-модели только создавали, разработчики взяли данные статистики, ранее проведенных опросов пользователей, провели семинар с участием государственных служащих. При обновлении персон-моделей первоначально была выдвинута гипотеза: уровень «цифрового самообслуживания» зависит в основном от возраста. В дальнейшем ее скорректировали, добавили критерии: знания о государственном секторе, навыки в сфере информационных технологий, уровень образования. На основании этих критериев были предварительно описаны шесть групп пользователей.
Затем сервисные дизайнеры провели серию интервью с гражданами, относящимися к этим группам пользователей. Реальные цитаты из интервью были включены в описания персон-моделей. Фотографии для персон-моделей исследователи взяли из своей базы. Шесть описаний персон-моделей с фотографиями были представлены на заседании Национального совета по цифровому развитию (Digitaliseringsstyrelse). На мероприятие пригласили представителей органов власти и муниципалитетов, которые также внесли свои изменения и дополнения в описания.
Персоны-модели для borger.dk:

«Самостоятельные»
Камилла (инженер-строитель, 35 лет) и Джеспер (сотрудник муниципалитета, 39 лет) живут в пригороде Копенгагена. У них двое детей, они увлекаются спортом, используют онлайн-банкинг, онлайн-бронирование, покупают вещи в интернете и предпочитают самостоятельно связываться с государственными службами тогда, когда им это нужно. Востребованные госуслуги: «Замена семейного врача», «Оформление больничного», «Запись в школу или детский сад», «Проверка информации о недвижимости», «Смена адреса», «Поиск работы», «Регистрация автомобиля». Им нужно вовремя получить нужную информацию и иметь возможность индивидуально настроить личный кабинет.

«Доброжелательные»
Клаус (предприниматель, 44 года) живет в маленькой деревне, имеет небольшой столярный бизнес, с женой развелся. Он может самостоятельно связываться с государственными службами через интернет, но боится сделать ошибку, поэтому в сложных случаях предпочитает личный контакт. Востребованные госуслуги: «Утрата медицинского полиса или водительского удостоверения», «Личная медицинская карта», «Развод», «Как сберечь пенсионные накопления», «Поиск работы». Ему нужны простые описания и возможность обратиться очно, если это необходимо.

«Молодые»
Йоханнес (студент, 29 лет) родом из маленького городка, снимает квартиру в Оденсе, где учится в университете. Он не очень хорошо знаком с государственными сервисами: когда переезжал, то не мог понять, должен ли он уведомить об этом какие-либо службы. В конце концов ему удалось найти ответ в Google. Когда Йоханнесу нужно что-то оформить в государственных структурах, он звонит маме. Йоханнес постоянно в Сети, он общается, играет, делает покупки. Востребованные госуслуги: «Замена семейного врача», «Смена адреса», «Подать заявление на жилищную субсидию», «Утрата водительского удостоверения», «Проверка банковского счета». Его привлекает возможность не писать, а звонить, понятная навигация, чтобы было ясно, куда обращаться в случае надобности.

«Нерешительные»
Амина (медсестра, 56 лет) живет в пригороде Колдинга, в собственном доме с садом. Она эмигрировала из Боснии, дети выросли и разъехались. Все свои документы Амина распечатывает и подшивает в папки. Когда нужно заполнить форму, Амина распечатывает ее и заполняет вручную. Если у нее возникают какие-либо вопросы, она предпочитает спрашивать, а не искать ответ в интернете. Востребованные госуслуги: «Утрата медицинского полиса», «Заявление о краже», «Проверка налоговой информации», «Подать заявление на жилищную субсидию», «Подать заявление на назначение пенсии». Ее интересует надежность связи, возможность уточнить и внести изменения, если что-то пошло не так.

«Далекие от ИТ»
Вернер (пенсионер, 71 год) и его жена Кристен живут в небольшом городе. Вернер проучился в школе до седьмого класса. Он любит общаться с людьми, но не с государственными службами. Вернер считает, что чиновников сложно понять. У него есть компьютер и сотовый телефон, но он ими не пользуется, в том числе из-за плохого зрения. Востребованные госуслуги: «Сменить семейного врача», «Утрата медицинского полиса», «Проверка налоговой информации», «Подобрать дом престарелых», «Подать заявление на обслуживание на дому». Пожелания к цифровым сервисам: Вернер предпочел бы не пользоваться ими, даже если бы шрифт на экране был крупнее.

«Временные в Дании»
Флориан (инженер-строитель, 35 лет) с женой и двумя детьми переехал из Германии в Данию на работу по контракту. При переезде Флориан вынужден был много контактировать с государственными службами, чтобы получить номер социального страхования, налоговую карту, медицинский полис, онлайн-банкинг. В Германии он привык самостоятельно действовать в онлайне, но в Дании он иногда попадал на автоответчик, говорящий только на датском. Его жена и дети вынуждены были адаптироваться в чуждой языковой среде. Востребованные госуслуги: «Запись в школу», «Регистрация автомобиля», «Смена адреса», «Сменить семейного врача», «Замена иностранного водительского удостоверения», «Заявление о краже». Ему нужен раздел, где простым языком описывается весь маршрут, который должен пройти иностранец, куда обратиться и какие документы представить.