8.1 ЭТИКА ИССЛЕДОВАНИЙ ДЛЯ ГОССЛУЖАЩИХ

Время чтения:
4 минуты

КЛИЕНТОЦЕНТРИЧНОСТЬ И ЭТИКА

Авторы раздела:
Круглов А. Б., Линник О. В., Сукиасян Т. Э.

КЛИЕНТОЦЕН-ТРИЧНОСТЬ И ЭТИКА

8.1 ЭТИКА ИССЛЕДОВАНИЙ ДЛЯ ГОССЛУЖАЩИХ

При проведении исследования важно учесть все до мелочей: от выбора методологии и инструмента до создания комфортных условий респондентам и понимания, как полученные данные будут использоваться и храниться. Принципы этичного исследования: соблюдение законодательства, уважение, ответственность и честность.
Определение и применение этических норм при разработке цифровых продуктов и услуг, внедрении цифровых технологий в госуправление — отдельная важная тема.
В рамках данного навигатора описываются этические принципы изучения клиентского опыта и даются рекомендации, как соблюдать принципы в ходе исследования. Невозможно реализовать клиентоцентричный подход в полной мере без этичного отношения к респондентам. Основные понятия исследовательской этики применимы ко всем без исключения инструментам исследования и на всех этапах его проведения.
Исследование — маркетинговые и социальные формы изучения общественного мнения и анализа данных, систематический сбор и интерпретация информации о физических лицах и организациях.
Исследователь — любое лицо, исследовательское агентство, организация, ее отдел или подразделение, проводящие исследование или консультирующие его организаторов.
Респондент — любое лицо или организация, от которого исследователь намерен получить информацию в интересах проводимого им исследования.
Персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Их также могут называть личными данными и «информацией, позволяющей установить личность».
Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», ст. 3, п. 1.
Вред — материальный и физический вред (например, телесное повреждение или финансовый убыток), нематериальный или моральный вред (например, ущерб репутации или престижу) или чрезмерное вторжение в частную жизнь, включая рассылку не согласованных с получателем персонифицированных маркетинговых сообщений.
Исследователи обеспечивают невмешательство в личную жизнь посредством соблюдения анонимности и конфиденциальности для неразглашения информации.
Анонимность означает, что имена граждан не разглашаются, а личность нельзя идентифицировать. Исследователи обеспечивают анонимность, присваивая каждому респонденту определенный код или номер.
Конфиденциальность состоит в том, что информацию можно соотнести с именами, но исследователь не разглашает имена в своих публикациях.
Маликова Н. Н. Этические проблемы прикладного социологического исследования // Социс. 2007. № 5. С. 46–51
Во время проведения качественных исследований исследователю нужно собрать материал, но при этом не допустить вмешательства в частную жизнь респондентов. Особенно актуально звучит вопрос этики при исследовании чувствительных для граждан вопросов:
  • частная жизнь;
  • здоровье;
  • религия;
  • сексуальная ориентация;
  • финансы;
  • отношения с правоохранительными органами и судимость.
Этичное исследование базируется на четырех основных принципах взаимодействия исследователя с людьми и информацией.
1
Соблюдение законодательства. Исследование всегда должно быть объективно и соответствовать национальному и международному законодательству. Недопустимы фальсификации результатов!
2
Уважение. Уважайте частную жизнь и личные границы ваших респондентов, учитывайте их культурные особенности. Участие в исследовании всегда должно быть на добровольной основе.
3
Ответственность. Ваша главная задача — защита интересов респондентов на каждом этапе исследования. До начала исследования объясните респондентам, как будут использоваться их персональные данные, кому и для каких целей будет предоставлена информация.
4
Честность. Будьте открыты и честны в диалоге с участниками исследования. Исследование должно быть максимально прозрачным, вы не должны вводить участников в заблуждение.
Исследователю всегда нужно помнить о корректном сборе данных и их объективном представлении. Нельзя манипулировать данными, в противном случае вы повлияете на решение кого-то из участников или будете представлять точку зрения одного из респондентов.
В связи с эпидемией COVID-19 большинство компаний перешло на удаленную работу. Некоторые работодатели потребовали от работников использовать программу Zoom. Однако, выяснилось, что данная программа допускает утечки контактных данных пользователей и видеозаписей звонков. Требование пользоваться такой программой со стороны компании является неэтичным.