Время чтения:
16 минут
Авторы раздела:
Линник О. В., Ожаровский А. В., Сатин Д. М.

ПЯТЬ ПЕРВЫХ ШАГОВ К КЛИЕНТОЦЕНТРИЧНОСТИ

ПЯТЬ ПЕРВЫХ ШАГОВ К КЛИЕНТОЦЕН-ТРИЧНОСТИ
Воспитание клиентоцентричности — это непростой путь, который требует большой отдачи в самом начале, значительного количества сил в процессе и занимает определенное время в итоге. Для успеха проекта важно правильно определить необходимый уровень клиентоцентричности, реальный, чтобы не потерять мотивацию и доверие руководства, и достаточно амбициозный, чтобы он соответствовал потраченным усилиям. Ниже описаны пять простых и понятных шагов на этом пути.
Шаг 1
01

7.1 Осознать текущую ситуацию

У большинства руководителей есть соблазн работать, сидя в кабинете и просматривая отчеты или дэшборды. Однако при освоении клиентоцентричности как навыка для успешного старта необходимо взаимодействие с клиентами лицом к лицу. Это самый первый, простой, не требующий затрат шаг, который позволит понять, что именно в организации идет не так, чем недовольны сотрудники (внутренние клиенты) и пользователи (внешние клиенты). Попробуйте самостоятельно пройти весь путь для получения услуги, которую ваша организация предоставляет клиентам (например, гражданам). Фиксируйте свои наблюдения и эмоции. Зайдите в офисы и кабинеты своей организации и посмотрите, понаблюдайте своими глазами, как живется вашим внутренним клиентам. Насколько удобен распорядок дня, рабочая обстановка, принятые формы коммуникации, места для проведения встреч и отдыха? Даже эти простые упражнения меняют взгляд на проблему и мышление руководителя.
Этот инструмент называется «гемба».
Шаг 2
02

7.2 Сформировать команду единомышленников

Для успешного старта необходимо заручиться поддержкой руководства и хотя бы нескольких единомышленников. Обсудите с коллегами и подчиненными, кто заинтересован изменить процессы в организации и готов развернуть процессы лицом к внешнему клиенту. Из заинтересованных руководителей и специалистов нужно сформировать проектную команду.
Какие люди пригодятся в команде?
Практики — специалисты, хорошо знающие теорию и процессы, которые относятся к деятельности организации.
Например, если вы задумали внедрить клиентоцентричность в сферу оказания медицинских услуг, вам не обойтись без практикующих врачей, медсестер, санитарок, администраторов, непосредственно работающих с посетителями учреждений здравоохранения.
Люди с разными типами мышления. Хорошо если в команде будут:
1
Реалисты
нацеленные на конкретные результаты;
2
Инноваторы
склонные генерировать новые, непривычные идеи;
3
Критики
способные «приземлить» чрезмерно вольные фантазии, доработать их и внедрить в жизнь.
Люди с навыками организации и фасилитации групповой работы, которые помогут всем членам группы успешно взаимодействовать друг с другом.
Люди с системным мышлением, которые умеют проектировать, видят потенциал в развитии идей.
Несомненно, будут полезны социологи, психологи, сервисные дизайнеры. При этом эксперты должны быть готовы к диалогу с другими членами команды и рассмотрению разных идей и ситуаций.
Существуют разные мнения относительно набора навыков, необходимых членам команды преобразований, и правильных способов их получения:
1
приобретение навыков сервисного дизайна в процессе работы (обучение на практике (learning by doing));

2
прохождение всей командой соответствующих тренингов;

3
включение в команду профессионального тренера (коуча).
Какой вариант выбрать — зависит от специфики вашей организации: кадрового состава, корпоративной культуры, финансовых возможностей.
Мы считаем, что любой желающий сможет развиваться в направлении клиентоцентричного подхода. Достаточно быть готовым учиться новому, не бояться изменить свою работу, сохранять способность объективно анализировать свои действия.
Шаг 3
03

7.3 Выбрать объект приложения усилий. Сформулировать задачу

Нельзя сразу стать клиентоцентричными во всем. Нужно расставить приоритеты и выбрать пилотный проект для освоения клиентоцентричности. Прежде всего, потребуется провести широкий экспресс-анализ деятельности организации, пока не ставится задача исследовать ее досконально. Цель такого анализа — найти области, где можно быстро достигнуть значимого результата.
Вместе с командой проанализируйте процессы в вашей организации. Ответьте на вопросы:
Кто ваш клиент?
Какую ценность клиент должен получать от ваших продуктов и сервисов?
Кто исполнитель?
Кто отвечает за каждый продукт и сервис?
?
Есть ли показатели (метрики) (см. раздел 7.6 ), показывающие оценку ваших продуктов и сервисов клиентами?
Метрикой может быть, например, обратная связь от конечных пользователей в виде балльной оценки: сейчас при анкетировании мы получаем средний балл «1», а стремимся получать «5». Если метрики пока нет, постарайтесь ее определить.
Составьте простейший маршрут, который предлагается пользователю вашего продукта или сервиса. Начать можно всего с трех ключевых фаз: «до оказания услуги» (предсервис), «в процессе оказания услуги» (собственно сервис), «после оказания услуги» (постсервис). Укажите, что клиент хочет и ожидает, что он делает и чувствует на каждом шаге (подробное описание инструмента см. в разделе 5.4.5).
Подумайте, какие барьеры и препятствия мешают предоставлять удобный продукт или сервис, что вы можете улучшить. Пригодится мозговой штурм или иной метод группового поиска решений (см. раздел 5.5.4), Определите возможные решения: как можно из точки А, которая есть сейчас, прийти в точку Б – целевое состояние.
Определив список предварительных решений, разделите их условно на три категории:

1) какие решения возможно внедрить самостоятельно, в рамках вашей ответственности и полномочий;

2) какие решения нуждаются в санкции руководства;

3) какие решения пока невозможны.

Естественно, начинать следует с решений первой категории.
Важно, чтобы проблема была в принципе решаема. Занимаясь дизайном, нужно уметь работать с ограничениями, понимать, какие вопросы вы в состоянии решить, а какие — нет. Фокусируйтесь только на той проблеме, которую можете решить, и тогда шаг за шагом вы дойдете до более глобальных задач.
Например, можно внести вклад в решение экологических проблем региона в целом, начиная с локальных экологических проблем — сбора и сортировки мусора в городе.
Шаг 4
04

7.4 Запустить и реализовать пилотный проект по улучшению клиентского опыта

На предыдущем этапе вы выбрали область, где есть необходимость в улучшениях и которая подходит для начала. Теперь вам нужно выбрать один из фреймворков работы (например, дизайн-мышление; см. раздел 2.1), в соответствии с ним аккуратно и методично выполнить все шаги.
Какой бы из фреймворков вы ни выбрали, не забывайте, что драйвером изменений является реальная потребность и проблема клиента. Большинство успешных продуктов были созданы на основе реальной потребности, которая не всегда очевидна. Даже если вам кажется, что вы уже идентифицировали проблему клиента, сейчас ее нужно проверить и проанализировать более глубоко. Для этого важно сформулировать несколько гипотез, суметь проверить их и прислушаться к различным источникам информации, данных.
Например, в регионе N замечено снижение рождаемости. Причиной тому необязательно низкий уровень дохода или беспокойство по поводу экономической нестабильности. Если вы проведете анализ открытых источников и интервью, то, возможно, выявите другое значимое обстоятельство — экологические проблемы или недостаток образовательных учреждений в городе. Исходя из этого, можно сформировать продуктовые гипотезы с учетом обнаруженных проблем и создавать новые сервисы, ориентированные на реальные потребности.
Шаг 5
05

7.5 Проанализировать результаты пилотного проекта и рассказать об одержанной победе

Если вы успешно прошли предыдущий этап, на вашем счету уже есть небольшая победа. Расскажите об этом коллегам, руководству, соседним подразделениям (можете использовать инструмент «сторителлинг», см. раздел 5.8.2). Важно не только что-то делать, но и рассказывать, что вы это сделали. Это закрепляет успех, дает дополнительные очки, а самое главное, показывает другим людям, как можно думать иначе и присоединиться к изменению процессов.
Прежде чем двинуться дальше, важно проанализировать не только успехи, но и неудачи и сложности. Важно зафиксировать и отработать все извлеченные уроки. Можете сделать это в виде ретроспективы — специально подготовленного совещания команды, где в режиме групповой работы обсуждаются вопросы: что в процессе работы получилось хорошо, что — не очень, что мешало и как это можно изменить в дальнейшем.
Описание ретроспективы спринта см.: Навигатор цифровой трансформации: Agile-подход в государственном управлении: электронное издание / под ред. Е. Г. Потаповой. — М.: РАНХиГС, 2019. С. 77–78

7.6 Что будет дальше и как это измерить?

Если вы все сделали правильно: рассказали о своих достижениях, проанализировали сложности и поняли, как справляться с ними более эффективно, значит вы готовы к дальнейшим шагам. Например, можно запустить следующий, пока также небольшой пилотный проект или принять решение о запуске целой программы клиентоцентричной трансформации. Вполне возможно, вы созрели для проведения более глубокого обучения команды или для формирования новых ролей и даже подразделений с целью совершенствовать свой навык клиентоцентричности.
Когда продукт или сервис создан, особенно важно понять уровень удовлетворенности клиента. Для этого можно использовать некоторые из описанных выше инструментов: скрытое наблюдение (см. раздел 5.2.4), день с пользователем (см. раздел 5.2.5), глубинное интервью (см. раздел 5.3.3), и измеряемые показатели — метрики удовлетворенности.
Описание подходов к разработке продуктов и услуг см.: Навигатор цифровой трансформации: Agile-подход в государственном управлении: электронное издание / под ред. Е. Г. Потаповой. — М.: РАНХиГС, 2019С. 9–35.
Метрика — это показатель, который характеризует деятельность, событие или процесс. Она необходима, когда нет возможности непосредственно наблюдать деятельность, событие или процесс, который оценивается. Метрики бывают количественные и качественные, они отражают ту или иную характеристику и уровень успешности продукта, сервиса или услуги. Чаще всего используют количественные показатели, так как их проще и удобнее отслеживать. На основании этих чисел можно делать выводы о том, насколько ваш продукт, сервис или услуга нравятся клиентам и помогают ли они решать их проблемы. Метрики бывают разные, но мы расскажем об основных, которые помогут быстро измерить удовлетворенность клиента вашим продуктом, услугой или сервисом.
Индекс удовлетворенности клиентов (customer satisfaction index, CSI) определяет уровень удовлетворенности клиентов вашим продуктом, сервисом или услугой. Самый популярный из всех нефинансовых ключевых показателей эффективности может быть рассчитан для каждого канала предоставления услуги.
Для сбора информации, как правило, используется количественный опрос в электронном виде или по телефону (звонок/СМС). Клиенту предлагается ответить на вопрос, выбрав значение на шкале, где 1 — «Очень недоволен», а 10 — «Очень доволен». К каждому ответу клиент может оставить комментарии.

Рисунок 44
Шкала для измерения индекса удовлетворенности

Индекс клиентских усилий (customer effort score, CES) показывает, сколько сил вынуждены тратить клиенты для решения своего вопроса при взаимодействии с организацией. Оценка этих усилий поможет определить, что именно нуждается в улучшении. Чем меньше усилий клиенту приходится прилагать для получения продукта или сервиса, тем выше его лояльность.
Всем клиентам задают вопрос: «Насколько легко вам было воспользоваться нашим сервисом?» Им нужно выставить оценку по шкале, где 1 — «очень тяжело», а 10 — «очень легко».
Индекс CES рассчитывается как доля оценок 9 и 10 в общем количестве полученных оценок.
Индекс потребительской лояльности (net promoter score, NPS) — показатель лояльности клиентов. Оценивает вероятность того, что клиенты порекомендуют ваш продукт или сервис родственникам/друзьям/коллегам. Измеряется в процентах.
Для расчета показателя клиентам задают вопрос: «Насколько вероятно, что вы порекомендуете данный продукт (услугу, сервис) другу (коллеге, родственнику)? Им предлагается выставить оценку от 1 до 10, где 1 — «точно не порекомендуете», 10 — «точно порекомендуете».

Рисунок 45
Расчет индекса потребительской лояльности

Индекс лояльности (customer loyalty index, CLI) характеризует вероятность повторного обращения за продуктом или сервисом услугой. Клиентов просят ответить на вопросы и выразить свою оценку по шкале от 1 до 6:
?
Какова вероятность того, что вы порекомендуете нас своим друзьям и знакомым?
?
Какова вероятность того, что вы купите у нас продукт снова?
?
Какова вероятность того, что вы попробуете другие наши продукты и услуги?
Показатели вовлеченности клиента (customer engagement numbers) указывают на частоту обращения клиента за продуктом или сервисом, общее время взаимодействия с ними, а также количество дополнительных функций продукта или сервиса, которыми пользуется клиент.
Все вышеперечисленные метрики выявят сильные и слабые стороны вашего продукта или сервиса. Их регулярное отслеживание поможет правильно расставить приоритеты, укажет на те звенья бизнес-процессов, где нужны изменения, также может оказать положительное воздействие на культуру организации в целом. Чтобы начать делать замеры, не требуется много усилий. Начните с малого: если вы оказываете физическую услугу, то просто задавайте эти вопросы после каждого контакта с клиентом или сделайте несколько телефонных звонков, постепенно расширяя охват и автоматизируя замеры. Если сервис цифровой, то сразу предусмотрите возможность автоматического сбора таких данных. Увидите, что результат не заставит себя ждать, а затраты на замеры окупятся сторицей — лояльностью ваших клиентов.

7.7 Пять шагов на примере кейса ФНС

Сайт ФНС является одним из самых популярных среди государственных ресурсов в интернете, если судить по частоте запросов и посещений. В кратчайшие сроки ФНС создала удобный личный кабинет, где гражданин может решить свои вопросы, не обращаясь в районную инспекцию. Прототип кабинета был создан по принципам клиентоцентричности всего за два месяца.
Будучи руководителем ФНС, Михаил Владимирович Мишустин обозначил цель разработки личного кабинета: «Снизить нагрузку на инспекцию, чтобы налогоплательщику не было необходимости ходить в нее». Благодаря корректной постановке цели руководители управлений ФНС правильно понимали, каков должен быть результат изменений.
1
Правильные задачи
Проект начался с интервьюирования руководителей управлений. Им задавали вопросы:
    ?
    На что в вашей деятельности должен повлиять сайт?
    ?
    Как бы вы измерили будущий успех сайта?
    Был получен четкий ответ: сайт будет считаться успешным, если уменьшится количество обращений с запросом сведений, которые уже размещены на сайте. Главная функция сайта — снять нагрузку с со служащих ФНС. Таким образом, была поставлена цель, которую легко измерить.
    2
    Команда
    В работе принимали участие команда разработки ФНС и команда компании UsabilityLab.
    3
    Прямое участие руководителя в разработке проекта
    Михаил Владимирович лично участвовал в разработке проекта, тестировал прототип, предлагал идеи. Он досконально знал все формы, все процессы, которые автоматизировались на сайте. При ознакомлении с дизайном руководитель требовал, чтобы размер шрифта был большой и все тексты были читабельные. При презентации разработки он смотрел на экран и оценивал сайт по собственным ощущениям. По мнению компании UsabilityLab, получился ресурс с нормальной читабельностью и понятным интерфейсом.
    4
    Исследования
    Когда в 2013 году команда разработчиков UsabilityLab доделывала сайт, она провела анкетирование разных групп пользователей. Например, опрашивали бухгалтеров, которые заходят на сайт, физических лиц, которые ищут информацию о налоговом вычете, и т. д. В общей сложности пользователи заполнили 1200 анкет с изложением своей жизненной ситуации и описанием, чем и как пользуются. Такое объемное и детальное изучение мнения пользователя было очень необычным и передовым для того времени шагом.
    5
    Продолжение цифровизации
    В личном кабинете налогоплательщика предусмотрена возможность отказаться от бумажных уведомлений о начисленных налогах. Гражданин сообщает, что готов «получать уведомления в электронном виде — в приложении или на сайте». Таким образом снижаются затраты на организацию личного приема граждан в районных инспекциях ФНС. С 1 июня 2021 года планируется полностью перейти на электронную рассылку налоговых уведомлений через личные кабинеты граждан. Для получения уведомления в бумажном виде нужно будет подать заявление.
    Граждан приглашают в «кабинет» // Российская газета, 3 июня 2019 г.

    Куда дальше?

    3 КТО КЛИЕНТЫ?
    Найдите клиента и продукт в своей работе
    5.2 ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ
    Начните разработку клиентоцентричного сервиса
    5.4.2 КАРТА СТЕЙКХОЛДЕРОВ
    Как узнать, кто заинтересован в вашем продукте или сервисе?
    9 ДОСТУПНОСТЬ ПРОДУКТОВ И СЕРВИСОВ
    Проверьте доступность ваших продуктов и сервисов
    5.3 ЭТАП ЭМПАТИИ
    Что нужно вашему клиенту?