6.3 ВЫБОР ИНСТРУМЕНТОВ НА СТАДИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Время чтения:
12 минут

КОНФИГУРАТОР ВЫБОРА ИНСТРУМЕНТОВ КЛИЕНТОЦЕНТРИЧНОСТИ

Авторы раздела:
Картавцев В. В., Ожаровский А. В., Паратунов М. В., Степанцов П. М.

КОНФИГУРАТОР ВЫБОРА ИНСТРУМЕНТОВ КЛИЕНТОЦЕН-ТРИЧНОСТИ

Авторы навигатора предлагают выделить три характеристики, которые значимы на этапах генерации идей и прототипирования, при выборе инструментов проектирования клиентоориентированных решений.

Характеристика 4

Степень необходимой проработки прототипа

Как показывает опыт государственных служащих, которые используют клиентоцентричные подходы, разработка работающего решения — итеративный процесс.

«Когда мы продолжили изучать поведение заявителя в МФЦ, то стали дробить процессы на более короткие, изучать, например, непосредственное время обслуживания клиента в МФЦ, чтобы точнее определить потери времени и попытаться их оптимизировать… <…> Когда мы проводили более глубокий анализ, мы понимали, что это проблема, например, законодательства или проблема работы программного обеспечения, и в соответствии с этим мы уже готовили нормативные документы, или обращения в различные структуры, чтобы попытаться скорректировать эти вещи...» (МФЦ Воронежской области).
На начальных этапах работы с идеей не всегда требуется детальная проработка прототипа решения. Более того, в некоторых случаях она может оказаться вредной: можно понять «боли» и потребности клиентов, определить их запросы к сервису или новому продукту, но при проектировании не учесть отдельных аспектов пользовательского опыта. Проще говоря, прототип станет хорошо выглядеть с точки зрения команды разработчиков, но никак не будет соотноситься с пользовательскими сценариями взаимодействия с сервисом. Следовательно, если речь идет о разработке нового продукта или сервиса, а не об оптимизации существующих процессов, на первом этапе (в рамках первой итерации) лучше ориентироваться на верхнеуровневую проработку прототипа, который будет отражать потребности и запросы клиентов, выделенные по результатам сбора и анализа данных.
Когда вы занимаетесь оптимизацией уже существующего продукта, сервиса или процесса, требуется детальная проработка прототипа. В нем должны быть учтены отдельные аспекты пользовательского опыта и предложены конкретные решения по оптимизации опыта.

У государственных служащих, которые работают с местными предпринимателями, возникла идея оптимизации процесса работы клиентов с данными по размещению нестационарных торговых объектов (НТО). Идея состоит в том, чтобы перевести формат неудобной табличной схемы в модернизированный цифровой сервис. Для этого планируется проработать прототип оптимизированного сервиса, опираясь на понимание того, как на данный момент пользователи взаимодействуют с имеющейся схемой.

«У нас есть открытая схема размещения НТО, но ее актуальная версия существует только в виде таблицы. То есть предпринимателям неудобно идентифицировать конкретное местоположение на Яндекс.Картах или на Google Maps, так как там написаны только адресные ориентиры. Для предпринимателей было бы удобно, если бы эта карта была именно с привязкой на какую-то картографическую основу…» (Администрация г. Рязань).

Характеристика 5

Наличие сложных технических решений в проектируемом продукте или сервисе

При разработке продукта или сервиса необходимо определить, предполагаются ли сложные технические решения, особенно когда речь идет о комплексной, широко востребованной услуге. Сложным техническим решением считается, например, разработка нового цифрового интерфейса (или приложения) для реализации какой-либо государственной услуги, поскольку потребуется высокая детализация прототипа, привлечение специалистов разного профиля и т. д. В таких случаях пригодится построение подробных карт всех процессов, простого бумажного прототипа недостаточно (однако он может сыграть свою роль на определенном этапе).

Характеристика 6

Значимым фактором являются ресурсы, которые есть у команды разработчиков, в первую очередь наличие времени, необходимые компетенции у членов команды (или финансовые средства на привлечение специалистов с нужными компетенциями на внешнем рынке) и технические средства работы с информацией. На применение некоторых инструментов этапа генерации идей (например, на кластеризацию идей) потребуется до 20 ч, а циклов этой реализации может быть несколько.
Следовательно, в тех случаях, когда на решение задачи отводится совсем немного времени, далеко не все методы могут быть применены (однако не стоит пренебрегать реалистичным сбалансированным планированием, в том числе переносом сроков для более качественной проработки, если это возможно). Привлечение в команду специалистов разного профиля — также крайне важная составляющая, напрямую влияющая на выбор тех или иных методов работы с информацией: если нет той или иной компетенции или специалиста, конкретный метод может оказаться недоступным. Наконец, если мы говорим о технических средствах работы с информацией, то многие методы, используемые на этапе генерации и выбора идей, предусматривают использование заранее сконструированных шаблонов, схем, программных оболочек и т. д., что значительно упрощает работу.
Как и в случае с выбором методов сбора и анализа данных, мы суммировали основные предложения, как выбрать методы проектирования решений, чтобы облегчить задачу сориентироваться в совокупности подходов, которые описываются в данном навигаторе. С учетом описанных выше характеристик воспользуйтесь схемами 8, схемами 9, схемами 10, схемами 11 для выбора оптимальных инструментов исследования.

Схема 8
Разработка сложного продуктового решения при оптимизации процесса

Ценность:
Разработка продуктового решения или сервиса
Степень проработки прототипа:
Детализированный прототип
(рекомендуется делать, если речь идет об оптимизации процесса)
Техническая сложность:
Есть сложные технические решения
Ограниченные ресурсы
Генерация идей
✅ Рекомендованы:

мозговой штурм (5.5.4);

морфологический анализ (особенно если имеющиеся данные позволяют детально описать процесс и предполагается работа над узкоспециализированной задачей) (5.5.3).

❌ Не рекомендована
кластеризация (5.5.2).
Прототипирование
✅ Рекомендованы:
карта сервиса (5.6.4)
тестирование с пользователем (А.1);
«Волшебник страны Оз» (А.1).

❌ Не рекомендован
бумажный прототип (5.6.2)
Достаточные ресурсы
Генерация идей
✅ Рекомендованы:

кластеризация (5.5.2);

мозговой штурм (5.5.4);

морфологический анализ (особенно если имеющиеся данные позволяют детально описать процесс и предполагается работа над узкоспециализированной задачей) (5.5.3).
Прототипирование
✅ Рекомендованы:
карта сервиса (5.6.4);
тестирование с пользователем (А.1);
«Волшебник страны Оз» (А.1).

❌ Не рекомендован
игровая карта процесса (5.6.3);
бумажный прототип (5.6.2)

Схема 41
Разработка простого технического решения при оптимизации процесса

Ценность:
Разработка продуктового решения или сервиса
Степень проработки прототипа:
Детализированный прототип
(рекомендуется делать, если речь идет об оптимизации процесса)
Техническая сложность:
Нет сложных технических решений
Ограниченные ресурсы
Генерация идей
✅ Рекомендованы:
мозговой штурм (5.5.4);
морфологический анализ (5.5.3).

❌ Не рекомендована
кластеризация (5.5.2).
Прототипирование
✅ Рекомендованы:
карта сервиса (5.6.4);
тестирование с пользователем (А.1);
бумажный прототип (5.6.2).

❌ Не рекомендована
игровая карта процесса (5.6.3)
Достаточные ресурсы
Генерация идей
✅ Рекомендованы:
кластеризация (5.5.2);
мозговой штурм (5.5.4).

⬤ Возможны:
морфологический анализ (5.5.3).
Прототипирование
✅ Рекомендованы:
карта сервиса (5.6.4);
тестирование с пользователем (А.1);
бумажный прототип (5.6.2).

❌ Не рекомендована
игровая карта процесса (5.6.3)

Схема 42
Разработка сложного технического решения при создании нового продукта или сервиса

Ценность:
Разработка продуктового решения или сервиса
Степень проработки прототипа:
Верхнеуровневый прототип
(рекомендуется делать на начальных этапах работы над новым продуктом или разработки нового сервиса)
Техническая сложность:
Есть сложные технические решения
Ограниченные ресурсы
Генерация идей
✅ Рекомендованы:

мозговой штурм (особенно если возможно привлечение к процессу участников со стороны) (5.5.4);

морфологический анализ (для определения соответствия характеристик продукта/сервиса вариантам их технической реализации) (5.5.3).

❌ Не рекомендована
кластеризация (5.5.2).
Прототипирование
✅ Рекомендованы:

игровая карта процесса (если не предполагается детализированная проработка прототипа) (5.6.3);

карта сервиса (на основании проведенного морфологического анализа и только если требуется детализированная проработка процесса со сложными техническими решениями) (5.6.4);

«Волшебник страны Оз» (А.1).

❌ Не рекомендован
бумажный прототип (5.6.2).
Достаточные ресурсы
Генерация идей
✅ Рекомендованы:

мозговой штурм (в том числе несколько разных методов проведения) (5.5.4);

морфологический анализ (5.5.3);

кластеризация (если есть достаточно данных о пользователях, а по результатам исследования были выделены группы пользователей, отличающихся друг от друга по запросам/потребностям, построены модели персон) (5.5.2).
Прототипирование
✅ Рекомендованы:

игровая карта процесса (если не предполагается детализированная проработка прототипа) (5.6.3);

карта сервиса (5.6.4);

«Волшебник страны Оз» (А.1);

тестирование с пользователем (А.1).

⬤ Возможны:
игровая карта процесса (5.6.3).

❌ Не рекомендована
бумажный прототип (5.6.2).

Схема 43
Разработка простого технического решения при создании нового продукта или сервиса

Ценность:
Разработка продуктового решения или сервиса
Степень проработки прототипа:
Верхнеуровневый прототип
(рекомендуется делать на начальных этапах работы над новым продуктом или разработки нового сервиса)
Техническая сложность:
Нет сложных технических решений
Ограниченные ресурсы
Генерация идей
✅ Рекомендованы:

мозговой штурм (особенно если возможно привлечение к процессу участников со стороны) (5.5.4 );

морфологический анализ (5.5.3).

❌ Не рекомендована
кластеризация (5.5.2).
Прототипирование
✅ Рекомендованы:
игровая карта процесса (5.6.3);
бумажный прототип (5.6.2).

⬤ Возможны:
карта сервиса (5.6.4);
Достаточные ресурсы
Генерация идей
✅ Рекомендованы:
мозговой штурм (5.5.4);
морфологический анализ (5.5.3);
кластеризация (5.5.2).
Прототипирование
✅ Рекомендованы:
игровая карта процесса (5.6.3);
бумажный прототип (5.6.2);
карта сервиса (5.6.4);
тестирование с пользователем (А.1).