Раздел знакомит с основными понятиями навигатора, с сущностью и историей развития клиентоцентричного подхода.
Говоря о клиентоцентричности, мы используем понятие «клиент» (подробнее о понятии см. в разделе 3). В рамках этого навигатора мы считаем клиентом любого пользователя услуг, продуктов или сервисов, производимых организацией.
Клиентоцентричность— концепция развития организации для удовлетворения интересов и потребностей клиента.
Клиентоцентричный подход — процесс постоянного улучшения взаимоотношений с клиентом.
Предтечей клиентоцентричного подхода можно считать инженерную психологию, активно развивавшуюся в середине ХХ века. Усложнение и автоматизация рабочих процессов вынуждали предпринимателей рассматривать человека не просто как обслуживающий персонал, но как часть высокоорганизованной системы. Машиноцентричный подход к организации производства уступил место антропоцентричному. Возникла необходимость изучать возможности, способности и потребности человека при проектировании систем.
Современный клиентоцентричный подход возник в бизнес-среде как более продвинутый вариант продуктового подхода. Продуктовый подход выстраивает все бизнес-процессы организации вокруг создания наилучшего продукта. Как же определить, какой продукт является наилучшим? Клиентоцентричный подход отвечает на этот вопрос: тот, который максимально подходит клиенту. Придерживаясь классического продуктового подхода, компания сосредотачивает свои усилия на продаже и продвижении готового продукта. Для сравнения: в соответствии с клиентоцентричным подходом она прежде всего создает продукт, который заведомо будет пользоваться спросом.
Наряду с термином «клиентоцентричность» часто встречается термин «клиентоориентированность». Иногда эти слова используют как синонимы. Есть ли между ними разница?
<b>Клиентоориентированность</b> — действия, которые направлены на понимание потребности клиента, выполнение требований и стремление превзойти ожидания каждого клиента ;<b>Клиентоцентричность</b> — модель построения деятельности (бизнеса), устройство организации, обеспечивающее предоставление услуг, максимально адаптированных для каждого клиента
Таблица 2 Клиентоцентричный подход в коммерческих и некоммерческих организациях
Организация;Цель внедрения;Эффект от внедрения;Пример
Коммерческая организация;Привлечение большего числа клиентов, сохранение клиентской базы;Увеличение дохода и прибыли;Увеличение количества продаж в торговле и доход владельца
Организация публичного сектора или некоммерческая организация;Достижение общественного блага, оптимальное достижение уставных целей деятельности;Снижение издержек, повышение лояльности пользователей (снижение числа жалоб);В сфере охраны окружающей среды людям становится удобно собирать и утилизировать мусор, сокращаются затраты на уборку
Клиентоцентричность тесно связана с понятием дизайна.
Дизайн — это преобразование существующего в желаемое.
С самого начала становления дизайна как сферы деятельности сформировались два различных подхода:
Научный дизайн (СССР и США);Коллективный дизайн (Скандинавия)
В СССР инженерная психология обслуживала в основном потребности военно-промышленного комплекса. В 1960-х годах в Америке промышленный дизайн и дизайн товаров начали дистанцироваться от инженерных наук. Однако эргономика и точные измерения по-прежнему оказывали решающее влияние на проектирование. Дизайном занимались высокопрофессиональные команды.; Дизайнеры не стремились позиционировать себя как экспертов, они предпочитали налаживать групповую коммуникацию, приглашая всех заинтересованных граждан принять участие в разработке продуктов и услуг. Именно скандинавский подход лег в основу современного сервисного дизайна.
Процесс вовлечения населения в создание нового продукта показан в шведском фильме «Кухонные байки» (2003). В начале 1950-х годов руководство Института исследования дома, задавшись целью спроектировать идеальную кухню, отправляет в глухую норвежскую деревню наблюдателей, чтобы изучить поведение людей в процессе готовки пищи. Наблюдатель проводит целый день, сидя на высоком стуле в углу кухни, наблюдает сверху за действиями хозяина и записывает.
Рисунок 1 История развития клиентоцентричного подхода
Rittel, Horst. Second Generation Design Methods, Interview in Design Methods Group, 5th Anniversary Report, DMG Occasional Paper 1, 1972, pp. 5—10.
С середины прошлого века клиентоцентричный подход развивался в русле дизайна как способа креативного мышления (см. рисунок 1). На рубеже XX и XXI веков формируется сервисный дизайн как отдельное направление.
Сервисный дизайн (или сервис-дизайн) — деятельность по планированию и организации всех компонентов предоставления сервиса с целью повысить его качество и улучшить взаимодействие между поставщиком сервиса и его клиентами.
Удовлетворение потребностей, нужд и соответствие интересам пользователя — это главные критерии качества продукта или сервиса, создаваемого в русле клиентоцентричного подхода. Их надлежит соблюдать в каждый момент контакта пользователя с сервисом. Как это сделать? На этот вопрос отвечает технология сервисного дизайна.
Основные принципы сервисного дизайна:
ориентированность на пользователя;
совместное творчество;
последовательность как поэтапное выстраивание процесса взаимодействия с клиентом;
доказательность путем визуализации всего опыта обслуживания клиентов;
целостность как рассмотрение всех моментов, когда пользователи вступают в контакт с компанией.
Специалистов по сервисному дизайну называют сервис-дизайнерами. Клиентоцентричность также реализуется в процессе дизайн-мышления.
Дизайн-мышление — это метод создания продуктов и услуг, ориентированных на человека .
Дизайн-мышление. Рабочие материалы//Лаборатория Wonderfull, М., 2018
Понятия «сервисный дизайн» и «дизайн-мышление» используются и как синонимы, и как принципиально разные понятия. В рамках навигатора мы будем трактовать сервисный дизайн как подход, направленный на изучение пользовательского опыта и предусматривающий применение различных инструментов. Для сравнения: дизайн-мышление — это фреймворк для решения инженерных, деловых, продуктовых и иных задач, в основе которого лежит творческий подход, учебники и пособия по дизайн-мышлению.
Применяя дизайн-мышление, исследователь проходит шесть обязательных этапов, то расширяя поиск, то фокусируясь на отобранных идеях и гипотезах:
1
На этапе эмпатии происходит изучение опыта пользователя, исследуется его жизнь, потребности и барьеры при его взаимодействии с продуктом или сервисом, накопление фактов об этом опыте, используется глубинное интервью (см. раздел 5.3.3) и подобные инструменты.
2
На этапе фокусировки полученная информация анализируется, формулируется ключевой вопрос: «Как мы можем помочь …?» Применяются такие инструменты как путь пользователя (см. раздел 5.4.5 ) и точка зрения.
3
На этапе генерации идей исследователи выдвигают максимум разнообразных гипотез о том, как помочь пользователю решить его задачу с учетом выявленных барьеров и иных жизненных обстоятельств. При этом используются специальные инструменты, такие как мозговой штурм (см. раздел 5.5.4 ).
4
На этапе выбора идей происходит отбор наиболее подходящих и работоспособных гипотез, которые лягут в основу прототипа продукта или сервиса. Исследователи применяют специальные инструменты, такие как сортировка и отбор по критериям.
5
На этапе прототипирования исследователи создают прототип будущего продукта или сервиса, реализуя в нем лучшие идеи, сформированные на предыдущих этапах. Используется бумажный прототип (см. раздел 5.6.2 ) или другие виды прототипов.
6
На заключительном этапе проводится тестирование прототипа (см. раздел 5.7) и определяется его привлекательность для пользователя, а также направления для дальнейшей проработки.
Дизайн-мышление. Рабочие материалы//Лаборатория Wonderfull, М., 2018
Клиентоцентричный подход является наиболее широким понятием, связанным с использованием опыта пользователя. Он включает в себя и сервисный дизайн, и дизайн-мышление, и другие фреймворки, практики и инструменты, направленные на улучшение взаимоотношений с клиентом.