9.2 КАК ЗАЛОЖИТЬ ДОСТУПНОСТЬ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ?

Время чтения:
5 минут

ДОСТУПНОСТЬ ПРОДУКТОВ И СЕРВИСОВ

Автор раздела:
Миронова Т.Н.

9.2 КАК ЗАЛОЖИТЬ ДОСТУПНОСТЬ ПРИ ПРОЕКТИ-РОВАНИИ?

Как же обеспечить доступность на практике? Для того чтобы сделать сервисы удобными для людей с ОВЗ, специалисты исследуют поведение пользователей с разными видами нарушений.
Незрячие люди пользуются интернетом с помощью ассистивных технологий, программ экранного доступа, переводящих текст в речь или шрифт Брайля. Для того чтобы подобные технологии работали корректно, создателям сервисов нужно соблюдать ряд требований.
Поддерживающие программы интегрированы в прошивку электронных устройств: в iOS заложена функция экранного диктора VoiceOver, у Android специальные программы можно найти в настройках, во вкладке «Специальные возможности», а на компьютере с Windows можно установить программу невизуального доступа к рабочему столу NonVisual Desktop Access (NVDA) и использовать сочетания клавиш.
IPhone // Apple
VoiceOver — технология, встроенная в операционную систему Mac OS X. С ее помощью можно управлять компьютером, используя речь и клавиатуру, а встроенная программа чтения экрана озвучивает информацию, выведенную на экране. Мобильные приложения, созданные для iOS и Android, как правило, способны корректно работать с VoiceОver, сторонние приложения часто требуют дополнительной адаптации.
Button visually impaired — это бесплатный плагин для слабовидящих. Он автоматически изменяет версию сайта так, чтобы она была доступна слабовидящим людям. Панель на сайте для слабовидящих дает возможность изменять цветовую гамму сайта, размеры шрифтов, синтезатор речи озвучит вслух изменения настроек. С ее помощью можно изменять функции сайта, которые удовлетворят потребности людей с ОВЗ.
Людям с моторными нарушениями важно удобство управления с помощью кнопок. Для некоторых пользователей жестовое управление невозможно в принципе, но человек может пользоваться лишь одним пальцем, нажимать на кнопку стилусом, держа его в зубах, с помощью сенсора или движений глаз.
Особые пользовательские сценарии нужны не только людям с инвалидностью. Если мать держит уснувшего младенца, то при обращении в службу поддержки сервиса, она выберет отправку сообщения, а не разговор по телефону (как и человек, потерявший голос или с особенностями дикции).
Для людей с ментальными нарушениями важно, чтобы текст был простым, без сложных конструкций и непонятных слов.
Возрастные нарушения проявляются по-разному, часто это когнитивные нарушения и снижение внимания.
Людям с нарушениями речи нужны дублирующие каналы связи. Если связь со службой поддержки возможна не только по телефону, но и с помощью чата, это расширяет возможности взаимодействия и для других пользователей (например, можно решить вопрос с банком или получить госуслугу, сидя на скучном совещании).
При проектировании цифрового государственного сервиса основное внимание уделяется контенту. Для того чтобы все граждане могли пользоваться информацией и услугами сервиса, он должен быть доступен всем категориям пользователей. Задача руководителя (владельца продукта или заказчика, если идет работа с подрядчиками) — убедиться, что проектировщики учли потребности различных категорий.
Нельзя просто адаптировать какой-то кусочек продукта и забыть об инклюзивности. Нужно погружаться в эту тему, чтобы понять, как живут и взаимодействуют с миром люди с инвалидностью, нужно менять дизайн-систему, процессы и мышление, чтобы учитывать их потребности.
— Валерия Курмак, эксперт по вопросам доступности
Дизайн-система — это совокупность правил и инструментов для создания сложных, постоянно обновляющихся сервисов. Она повышает узнаваемость бренда и помогает пользователю ориентироваться при обращении к сервису.
Чтобы сделать продукт инклюзивным, необходимы следующие подходы:
1
Как только вы приступили к разработке, нужно думать о том, как будут пользоваться продуктом люди с ОВЗ. Вы планируете создать контактный центр. Для людей с нарушениями слуха нужен чат. Жестовое управление не подойдет людям с моторными нарушениями. Слабовидящим больше всего мешают некорректная верстка и неуместные дизайнерские идеи.
2
При создании прототипа обеспечение инклюзивности — задача и для дизайнера и для разработчика.
3
Доступность предстоит протестировать с участием людей с ОВЗ (см. раздел 9.3).
4
При обновлении версий нужно проверять, сохранилась ли доступность сервиса.
5
Интегрировать доступность в дизайн-систему.
Самая исследованная категория — это люди с нарушениями зрения. Стандарты верстки для таких пользователей можно найти в упомянутом выше документе WCAG 2.1 (см. раздел 9.1). Дизайн сервиса следует сделать контрастным, приложение должно корректно взаимодействовать с системными настройками в смартфоне (предусмотрена возможность увеличения шрифта, контраста и т. п.). Необходимо тщательно продумать все обращения к пользователю и их дизайн. Базовое правило — информация, которую получают зрячий и незрячий пользователи, должна быть одинаковой.
При создании сайта поможет гайдлайн, созданный специалистами Сбербанка. Для удобства он разбит на модули: проектирование, разработка, контент. Каждый специалист, будь то дизайнер, разработчик или контент-менеджер, может пользоваться своим разделом руководства.
До того как тестировать сервис с пользователем, имеет смысл провести проверку с помощью одной из программ: HTML CodeSniffer,aXe, Lighthouse Accessibility Audit или WAVE, Accessibility Inspector (IOS), Accessibility Scanner (Android). Это позволяет сэкономить время и найти недостаточно контрастные элементы.