4.3 КУЛЬТУРА ОРГАНИЗАЦИИ: ПЯТЬ ПРАВИЛ

Время чтения:
7 минут

ПРОДВИЖЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

Автор раздела:
Линник О. В.

4.3 КУЛЬТУРА ОРГАНИЗАЦИИ: ПЯТЬ ПРАВИЛ

Менять культуру можно начать с малого, и первый шаг будет совсем простым. В этом разделе представлены основные правила продвижения культуры клиентоцентричности в организации, благодаря которым можно постепенно повышать клиентоцентричность всей организации.
Повышение клиентоцентричности возможно без радикального изменения структуры или процессов внутри организации. В действующих административных и должностных регламентах, иных внутренних документах можно найти те положения, которые можно улучшить и сделать более клиентоцентричными, в частности за счет изменения устоявшихся в организации негласных норм.
В организации принято давать ответ на запрос на пятый день после его получения, даже если в регламенте предусмотрена возможность ответить ранее («в срок до 5 рабочих дней»). Чтобы решить проблему клиента, иногда нужно получить информацию в тот же день. Пилотная команда может разработать внутренние правила, предусматривающие такой вариант оперативного получения информации. Изменения будут происходить не в регламенте, а в устоявшихся негласных нормах, с тем чтобы положительно повлиять на клиентоцентричность.
Подкреплять новые ценности помогает обучение на примерах из недавнего опыта сотрудников, как поступать правильно, а как — нет (см. инструмент «Сторителлинг» в разделе 5.8.2). Это могут быть истории, когда сотрудники вышли за рамки своих привычных действий, совершили действия, не предусмотренные стандартной должностной инструкцией или регламентом, ради того чтобы помочь клиенту.
В январе 2020 года по заказу РАНХиГС исследовательский центр SynopsisGroup провел социологическое исследование государственных и муниципальных служащих. Его результаты наглядно показали степень инициативности сотрудников на разных уровнях иерархии в организации. В большинстве случаев рядовые сотрудники гораздо менее склонны проявлять инициативу и отступать от регламентов, поскольку справедливо опасаются наказания за эти нарушения, при этом не верят в возможность поощрения, даже когда конкретная задача требует менее формального подхода. В то же время большинство руководителей положительно относится к инициативе и тактическим изменениям, если они способны улучшить качество оказываемых услуг и принимаемых решений. Это доказывает, что служащим органов власти необходима поддержка клиентоцентричных инициатив со стороны руководства.
Для внедрения клиентоцентричного подхода в организации необходимо понять, принять и затем последовательно соблюдать пять базовых правил:
1
поддержка руководителем клиентоцентричного подхода и его проникновения в культуру организации;
2
готовность руководителя и сотрудников встать на место клиента, чтобы понять его;
3
умение не только использовать в речи слова и термины из клиентоцентричного подхода, но реально и общаться «на языке клиента»;
4
проявление одних и тех же ценностей на словах и в действиях;
5
сбор и использование обратной связи.
Рассмотрим подробнее, как эти правила проявляются на практике и почему они так важны.
Правило 1
01
Необходимо, чтобы руководитель поддерживал изменение организационной культуры в пользу клиентоцентричности. Недостаточно заявить об этом по привычным каналам коммуникации, на общих собраниях и т. п., руководитель должен демонстрировать это собственными действиями, публично поддерживать нестандартные клиентоцентричные решения. Как было сказано выше, руководитель может периодически вставать на место клиента или сотрудника, демонстрируя лучшие практики гембы.
Гемба (с яп.) — место, где происходит работа. Метод подразумевает наблюдение за процессом работы непосредственно в месте ее осуществления и помогает выявить критические явления, проблемы, узкие места и возможные пути улучшения ситуации. См. также: Навигатор цифровой трансформации: Agile-подход в государственном управлении / под ред. Е. Г. Потаповой. М.: РАНХиГС, 2019. Раздел. 3.6.3.
Правило 2
02
В клиентоцентричной организации любой сотрудник, независимо от положения в иерархии, готов сам встать на место клиента. Имея возможность решить задачу простыми действиями (звонок непосредственному исполнителю, ответ на запрос не в последний день выделенного срока, а в первый и др.), он ежедневно помогает клиентам.
Правило 3
03
Клиентоцентричность неизбежно проявляется в культуре речи и в лексике (не только в формальном, но и особенно в неформальном общении). Нередки ситуации, когда с клиентом сотрудник вежлив и корректен, а разговаривая с коллегами, обсуждает клиентов (внутренних и внешних) с использованием обсценной и уничижительной лексики, раскрывая чувствительную личную информацию и т. д. Подобные двойные стандарты недопустимы, поскольку в этом случае клиентоцентричный подход в культуре, по сути, не закрепляется, создается лишь его имитация.
Чувствительную информацию о человеке (факты о его здоровье, религиозных, сексуальных и иных предпочтениях, финансовом, семейном положении и др.), которая стала известна служащему по долгу службы или иным причинам, недопустимо раскрывать и обсуждать даже в кругу своих коллег. Обязанность сохранять конфиденциальность персональных и иных данных, ставших известными служащему, должна быть отражена в его должностной инструкции, но даже если такого положения в инструкции нет и информация стала известна случайно, нормы морали и этики требуют защиты приватности. Закреплению данного правила поможет понятная система санкций за его нарушение и примеры их неотвратимого применения, известные сотрудникам.
Правило 4
04
Люди верят действиям больше, чем словам. Действия сотрудников, чье поведение является примером для большинства, должны четко соответствовать принципам клиентоцентричного подхода. В организациях с иерархической структурой (в государственных учреждениях иерархичность подчеркивается) это касается прежде всего руководителей подразделений и организации в целом. Сотрудники осознанно или неосознанно реагируют на поведение руководителя.
Правило 5
05
Необходимо наладить сбор и предоставление обратной связи в отношении каждого сотрудника, непосредственно связанного с предоставлением услуги, в идеальной ситуации — в каждой точке взаимодействия с клиентом. По индикаторам обратной связи можно сравнивать работу отдельных служащих или подразделений, фиксировать прогресс или падение клиентоцентричности во всем органе власти.
Работая с обратной связью, рекомендуется соблюдать несколько условий:
Благодарность должна доходить до конкретных сотрудников, которые проявили клиентоцентричность, помогли людям и заслужили эту благодарность.
Негатив от клиента должен быть грамотно и корректно донесен до каждого в цепочке, кто не смог предоставить услугу достаточно качественно, но без перехода на личности.
Низкие показатели обратной связи должны быть поводом не для наказаний и санкций, а для разбирательства, почему клиент остался недоволен. Возможно, у него изменились потребности, и его не устраивает прежний продукт, сервис или услуга. Как вариант, низкая оценка вызвана не качеством конкретного продукта, сервиса или услуги, а плохим настроением или самочувствием или негативным отношением к органу власти в целом.
Нематериальная мотивация, выражающаяся в удовлетворении от полезной работы и оказании помощи людям, не должна полностью заменять другие способы поощрения сотрудников, особенно материальную мотивацию.
Практика показывает, что клиентоцентричность распространяется в коллективе и даже за его пределами. Если соответствующей тактики придерживаются несколько человек и так выстраивают процессы взаимодействия друг с другом и с окружающими, то они служат дальнейшему распространению клиентоцентричности во всей организации. Созданная в одном органе власти, клиентоцентричная культура неизбежно вовлекает внешних клиентов и взаимодействующие с ним другие органы власти.

Куда дальше?

5.2 ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ
С чего начать разработку клиентоцентричного сервиса?
5.2.2 КАБИНЕТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Как правильно работать с источниками информации?
5.3.5 «МОКАСИНЫ»
Как правильно встать на место клиента?
5.4.4 МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНЫ
Как оживить образ клиента?
5.6.2 БУМАЖНЫЙ ПРОТОТИП
Есть идея хорошего сервиса? Нарисуйте ее!