9.3 КАК ПРОВЕРИТЬ ДОСТУПНОСТЬ СЕРВИСА? БАЗОВЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Время чтения:
5 минут

ДОСТУПНОСТЬ ПРОДУКТОВ И СЕРВИСОВ

Автор раздела:
Миронова Т.Н.

9.3 КАК ПРОВЕРИТЬ ДОСТУПНОСТЬ СЕРВИСА? БАЗОВЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Важный этап разработки — тестирование удобства пользования. Основным методом оценки удобства сайта является юзабилити-тестирование.
Юзабилити (от англ. usability — удобство, практичность, пригодность, эргономичность) — комплекс свойств продукта, позволяющий эффективно использовать его для решения определенных задач, соответствие продукта ситуации, в которой находится пользователь.
Удобство одной и той же пары обуви зависит не только от того, подходит ли она вам по размеру и стилю, но и от того, куда вы собрались: горнолыжные ботинки будут неуместны и неудобны для прогулки или танцев. Юзабилити-тестирование сайта позволяет оценить, насколько удобен интерфейс для пользователя. Государственный сервис с удобным интерфейсом вызывает у пользователей больше доверия.
Практика показывает, что обычные пользователи и люди с ОВЗ используют совершенно разные способы взаимодействия со средой, поэтому необходимо тестирование с привлечением инвалидов. Респондентов для тестирования можно найти, обратившись в сообщества людей с инвалидностью (Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество глухих, Всероссийское общество слепых). Иногда компании, занимающиеся разработкой сервисов, нанимают такого тестировщика в штат.
Процедура требует учета нюансов. Например, каких респондентов с нарушениями зрения следует пригласить: с близорукостью, катарактой, полной слепотой? А если у пользователя незначительные нарушения зрения, подойдет ли ему продукт? Некоторые специалисты утверждают, что сценарий, созданный для экстремальных пользователей (с максимальными нарушениями здоровья), пригоден и для людей с менее выраженными проблемами, например, приложение для человека без руки подойдет и для пользователя, у которого рука в гипсе. Однако, между обычными и экстремальными пользователями могут существовать промежуточные категории, которые тоже желательно учитывать при тестировании.
Когда я сломала правую руку, выяснилось, что работать с планшетом и стилусом левой рукой очень неудобно. С мышью проще — можно поменять местами левую и правую кнопку
— Татьяна Миронова
Когда человек временно лишается какой-то функции, у него на короткое время изменяются привычные шаблоны взаимодействия с миром, он вынужден адаптироваться и в течение какого-то времени не может полноценно действовать ни по старому, ни по новому сценарию.
Перспективной практикой может стать включение особых, в том числе и экстремальных, пользователей в обычную группу для тестирования, без выделения их в отдельную категорию. Так велась работа над новым вариантом Единого портала государственных и муниципальных услуг.
Участники социально-предпринимательского инклюзивного проекта Everland — дизайнеры, авторы и редакторы текста, юристы, веб-разработчики и тестировщики с инвалидностью. Проект оказывает услуги по тестированию сервисов, предоставляя людям с инвалидностью возможность заработать. В 2018 году команда проекта Everland и АНО «Пространство равных возможностей» провели открытое исследование доступности сферы услуг для людей с инвалидностью DisQuestion. В 2020 году были протестированы четыре сайта государственных органов (Единый портал госуслуг, сайт ФНС, сайт Роспотребнадзора, сайт мэра Москвы), определена их доступность для слабовидящих и незрячих пользователей.
Доступность услуг для людей с разными видами инвалидности //АНО «Пространство равных возможностей»
Государственные органы // Особый взгляд

Команда исследований Mail.ru Group провела исследование доступности электронной почты Мейл.ру. Проверяли, насколько удобен дизайн почты для слабовидящей аудитории. В тестовую группу вошли люди со снижением зрения (остаточное зрение менее 50%, проблемы периферийного зрения, слепота на один глаз), различными заболеваниями глаз, особенностями зрения и цветовосприятия, причем один человек мог иметь сразу несколько проблем.

Исследователи ожидали выявить проблемы с восприятием контрастности, проблемы информационной плотности и заметности отдельных элементов. Однако в реальности неудобными для слабовидящих оказались разрозненность паттернов (например, выход из аккаунта выпадает из поля зрения) и избыточная плотность элементов (сливаются два одинаковых аттача).

Базовые проблемы пользователей с нарушениями зрения, слуха и мелкой моторики можно выявить и при экспертном тестировании, не привлекая пользователей. Для этого нужно ознакомиться с нормативными документами (см. раздел 9.1), выбрать соответствующие требования и создать чек-лист для оценки каждого экрана приложения. Базовую проверку можно провести и с помощью чек-листа, предоставленного авторам навигатора экспертами Usabilitylab.
См. приложение В «Базовый чек-лист доступности от специалистов UsabilityLab» в онлайн-версии навигатора

Куда дальше?

4 ПРОДВИЖЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
Почувствуйте разницу! Как понять, клиентоцентрична ваша организация или нет?
3.1 КАКИЕ БЫВАЮТ КЛИЕНТЫ И ПРОДУКТЫ
Такие разные клиенты и продукты
5.5 ЭТАП ГЕНЕРАЦИИ И ВЫБОРА ИДЕЙ
Выбираем лучшее: какие идеи достойны воплощения?
10 ГОСТЫ И СТАНДАРТЫ
Международные стандарты клиентоцентричности
ПРИЛОЖЕНИЕ А АТЛАС ЗВЕЗДНОГО НЕБА
Происхождение инструментов сервисного дизайна?